Двигатель L15A/L15B
L15A первоначально почти ничем не отличался от L13A, — та же компоновка, те же 8 свечей зажигания. Со временем, появилась «апгрейд» версия с системой iVTEC. Количество свечей уменьшилось до стандартного, но сами свечи стали иридиевые (улучшенная искра, увеличенный срок службы), а также освободилось место под VTEC-кулачки на распредвале — до этого мешали свечи. Новый мотор получил на 20 л.с. больше, чем 1,3-литровый, и общий «табун» стал равняться 110-ти. Эти моторы надолго заняли места под капотами Хонд размером «до Сивика». Стоит сказать, что разные модификации L-моторов выпускаются и по сей день (2013 год) и пока замены им не предвидится.
Технические характеристики
Производство | Ogawa plant |
Марка двигателя | L15 |
Годы выпуска | 2002-н.в. |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 4 |
Ход поршня, мм | 89.4 |
Диаметр цилиндра, мм | 73 |
Степень сжатия | 10.3 10.4 10.6 10.8 11.5 13.5 |
Объем двигателя, куб.см | 1496 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 90/5500 100/6000 110/5800 114/6000 117/6600 120/6600 130/6600 152/6600 174/6000 205/5700 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 131/2700 119/5000 143/4800 145/4800 145/4800 145/4800 155/4600 190/4600 220/1700-5500 260/2100-5000 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | 100 (L15A) |
Расход топлива, л/100 км (для Honda City) — город — трасса — смешан. | 8.5 5.0 6.6 |
Расход масла, гр./1000 км | до 500 |
Масло в двигатель | 0W-30 / 5W-30 / 5W-40 / 10W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 3.6 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | — |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | — 300+ |
Модификации
- L15A1, используемый в Honda Fit, Mobilio, Airwave и Honda City. Он имеет рабочий объем 1,5 литра, степень сжатия 10,4, мощность 101 л.с. и крутящий момент 127 Нм, а также первая модификация с головкой SOHC VTEC с 16 клапанами.
- L15A2, двигатель с системой i-DSi, в которой используются две свечи зажигания на цилиндр. Он имеет мощность 90 л.с., степень сжатия 10,8 и крутящий момент 131 Нм. Он появился в четырехдверном спорт-седане Honda City и Fit Aria в 2002 году.
- L15A7 — это модифицированная версия A1, которая использовалась в Honda Jazz второго поколения. Он оснащен новой двухступенчатой системой i-VTEC для впускных клапанов и выпускных коллекторов, более легкими шатунами и коромыслами, модифицированными поршнями и улучшенной системой охлаждения. Он производит 118 л.с. и 145 Нм крутящего момента.
- L15B1 — это вариант серии L, оснащенный головкой i-VTEC DOHC, масляными форсунками, облегченным распределительным валом с четырьмя противовесами, новыми поршнями и системой изменения фаз газораспределения VTC для впускного распредвала. Он производит 130 л.с., доступный крутящий момент 154 Нм и более высокую степень сжатия 11,5. Этот двигатель появляется в Honda Fit третьего поколения в Северной Америке, а также в Honda City, Jade, Vezel и Freed Hybrid.
- L15B7 — это версия с турбонаддувом, в которой используются масляные форсунки и устанавливается с головкой DOHC с системой прямого впрыска, турбонаддувом MHI-TD03 с одной спиралью, внутренним перепускным клапаном и синхронизацией клапана VTC для впускных и выпускных распределительных валов. Выдает 174 л.с. и 220 Нм крутящего момента в стандартной версии. Это проявляется в Honda Civic Turbo — пониженная степень сжатия и повышение давления наддува, Civic Si и HR-V в Европе.
- L15Z — двигатель с 16-клапанной головкой i-VTEC SOHC. Этот двигатель можно встретить в южноафриканских и азиатских автомобилях. Он производит 118 л.с., 145 Нм крутящего момента и имеет степень сжатия 10,3.
- LEA — это гибридный вариант, созданный для CR-Z и Fit Hybrid. Он также имеет 16-клапанный VTEC, который работает со скоростью 2300 об/мин; улучшенная выхлопная система из нержавеющей стали, новый впускной коллектор и электронная дроссельная заслонка. Этот двигатель производит 122 л.с. и 175 Нм крутящего момента.
- LEB, гибрид, созданный для Honda Vezel и Honda Fit Hybrid. Имеет 16-клапанную головку i-VTEC DOHC и систему непосредственного впрыска. Он производит 152 л.с., 190 Нм крутящего момента и степень сжатия 11,5 для Honda Vezel. Для Honda Fit Hybrid двигатель LEB работает по циклу Аткинсона. Он имеет повышенную степень сжатия 13,5 и имеет систему многоточечного впрыска топлива. Этот двигатель развивает мощность 100 л.с. и крутящий момент 119 Нм.
Проблемы и надежность L15A
Двигатели L15 — это прочное и надежное произведение искусства. L15 пройдет много тысяч километров, если вы неукоснительно будете следовать графику технического обслуживания от производителя. Оно включает в себя замену масла с использованием только высококачественной продукции, и всегда помните, что этот двигатель имеет две свечи зажигания, и их следует заменять при необходимости.
Также может возникнуть риск скопления нагара в головке, особенно вокруг клапанов, что может снизить мощность. Вот почему некоторые владельцы, хотя и представляют собой небольшую часть всего сообщества, испытывают некоторые проблемы с плоскими пятнами или сбоями после применения модов и обновлений. Это гораздо более серьезная проблема для двигателей с прямым впрыском, но проблема все еще остается проблемой.
Источник
Двигатели Honda Fit
Honda Fit – популярный японский автомобиль, который выпускается с 2001 года и по сей день. В основном он ориентирован на рынки США, Японии, Китая, но и в России машину можно встретить. В Европе эти автомобили получили название «Джаз». Данные автомобили – это городские «малолитражки» с двигателями объемом 1.3 и 1.5 литра.
Машины всех поколений собирались на базе ДВС серии L, в частности, здесь используются моторы L13, L15, LEB, LEA, LDA. До 2007 года эти двигатели использовались без системы газораспределения VTEC, но моторы после 2007 года ее получили и стали мощнее.
Таблица двигателей
Существует 3 поколения автомобилей Honda Fit (или Jazz) с разными силовыми установками.
Двигатель L13A | 1 поколение (2001-2007) |
---|---|
2 поколение (2007-2013) | |
L13B | 3 поколение (2013-2017) |
LEB | 3 поколение (2013- наше время) |
LDA | 2 поколение (2010-2013) |
LEA | 2 поколение (2012-2013) |
L15A | 1 поколение (2006-2008) |
2 поколение (2008-2014) | |
L15B | 3 поколение (2013-наше время) |
Из таблицы видно, что самым популярным мотором является L13A – именно на его базе были созданы первые автомобили Honda Fit. Он же устанавливался с 2001 по 2013 год на 1 и 2 поколения автомобилей.
Описание и характеристики двигателей L-серии для Honda Fit
Двигатели L-серии пришли на замену морально устаревшим легендарным моторам серии D. При разработке японцы использовали нестандартные для себя решения – как минимум, в ДВС L-серии вращение осуществляется по часовой стрелке. Второе решение – использование цепей вместо ремней ГРМ, что повысило эксплуатационные характеристики. Используемые «Хондой» цепи отрабатывали 200 тысяч километров без растяжения и обрывов. Также в новых моторах стали использовать 8 свечей вместо 4, как ранее. Это решение при правильной прошивке сделало двигатель неприхотливым к топливу и обеспечило простой запуск даже в очень холодную погоду. Даже сверхбедные смеси в цилиндрах благодаря двум свечам без проблем воспламенялись.
Самыми популярными в линейке стали моторы L15A и L13A – их характеристики соответствуют табличным.
Емкость цилиндров | 1.3 и 1.5 литра (L13A и L15A соответственно) |
---|---|
Максимальная мощность | 86 л.с. при 5700 об/мин (L13A) |
90 л.с. при 5500 об/мин (L15A) | |
110 л.с. при 5500 об/мин (L15A с системой VTEC) | |
Максимальный крутящий момент | 119 Нм пот 2800 об/мин (L13A) |
131 Нм при 2700 об/мин (L15A) | |
143 Нм при 4800 об/мин (L15A с системой VTEC) | |
Распредвал | Один |
Кол-во клапанов | 8 штук – в 1.3-литровых версиях. В 1.5-литровых используется 16 клапанов (по 4 на цилиндр), но не во всех модификациях. |
Привод ГРМ | Цепной |
VTEC | Только в 1.5-литровых моторах с 16 клапанами. |
Используемое топливо | Бензин АИ-92 и АИ-95 |
Объем масла в двигателе | 3.6 литра |
Вязкость масла | 0w-30, 5w-30, 5w-40, 10w-40 (зависит от сезона) |
Замена масла через | 10 тысяч километров, лучше – через 5 тысяч |
Возможный расход масла | До 500 грамм на 1000 км |
Ресурс | Свыше 300 тысяч километров |
Изначально Honda создала 1.3-литровый двигатель, который по мощности мог потягаться с 1.5-литровыми моторами других брендов. Позже в компании решили доработать его для установки на более тяжелые машины. Самое простое решение – расточить его и повысить объем. Так в 2006 году появился двигатель L15A – это тот же L13A, но расточенный под 1.5-литровый объем. Здесь применялись те же 8 свечей зажигания, однако позже на эти двигатели ставили системы VTEC, что повышало мощность и крутящий момент, количество свечей довели до стандартных четырех. Модификации этого двигателя (например, L15B) выпускаются даже сегодня и используются на новых автомобилях марки Honda.
Двигатель L15B – улучшенная модификация агрегата L15A. Он получил систему DOHC (с двумя распредвалами), VTEC, увеличенные впускные и выпускные клапаны, пластиковый впускной коллектор, а главное – новые поршни под сжатие 11.5 и облегченный коленвал с 4 противовесами. Мощность составила 130 л.с. при 6600 об/мин; крутящий момент – 155 Нм при 4600 об/мин.
Эти двигатели устанавливаются на современные автомобили Honda Fit, выпускаемые с 2013 года и по сей день.
Также на рынке есть «Хонды» с моторами LEB, LEA и LDA – это гибридные силовые установки с одним и двумя распредвалами, 16 клапанами и системой i-VTEC. Они работают в паре с электродвигателями мощностью 13 и 30 л.с. и отличаются низким потреблением топлива, минимальным уровнем загрязнения окружающей среды.
Надежность конструкции
После многих лет эксплуатации двигатели L-серии оказались неприхотливыми в обслуживании и адаптированными к разным условиям эксплуатации. И если в Европе, США и Японии к данным моторам относились бережно, то в России их эксплуатировали на полную катушку (бензин низкого качества, езда по выбоинам, использование неоригинальных масел и опоздание со сроками замены смазки), но при этом они оставались живыми.
Единственное слабое место данных моторов – система зажигания. Дело в том, что многие мастера не понимали, что в двигателях может быть второй ряд свечений, и когда владелец привозил свой автомобиль на обслуживание, то ему меняли только передний ряд. Это приводило к скорому износу катушек зажигания, а их цена достаточно высокая – $100 каждая. Поэтому многие владельцы данных машин с моторами, оснащенными 8 свечами, «попадали» на $400-500. Отсюда и появился слух, что система зажигания в данных двигателях является слабым местом, хотя виной тому оказалась неопытность мастеров.
Ремонтопригодность данных ДВС – на высоком уровне, но некоторые конструктивные недостатки есть. В первую очередь это впускной коллектор, который закрывает двигатель в маленьком подкапотном пространстве. Это создавало трудности для простых операций, например, для снятия и установки «впуска», а задний ряд свечей можно было заменить только при наличии специального ключа, стандартный является слишком коротким. Прочие операции также требовали наличия соответствующего инструмента. Впрочем, если обобщить, то моторы L-серии вполне ремонтопригодны.
Обслуживание и тюнинг
Особых трудностей в уходе нет. Главное – менять вовремя масло (рекомендуемая вязкость 0w20 и 5w20) и свечи зажигания. На одной смазке желательно не проезжать положенные 10 тысяч километров, 5 или 7.5 тысяч – оптимальный пробег. Свечи рекомендуется менять через 25 тысяч километров – при таком обслуживании проблем с двигателем в первые 100-150 тысяч километров быть не должно.
Отметим, что по удобству ремонта моторы серии L не на первом месте. Тем не менее, данные ДВС простят своим хозяевам огрехи обслуживания, например, несвоевременную замену смазки или использование топлива низкого качества.
Что касается тюнинга, то серьезных решений для повышения мощности и крутящего момента нет. Если в моторе установлено 8 свечей, то в головке блока цилиндров вообще нет места для каких-либо доработок. Места в двигателях VTEC с 4 свечами больше, но все равно его недостаточно. Даже известная компания Mugen (специализируется на улучшении ДВС от Honda) смогла предложить лишь миниатюрный трубо-кит, что стало самым эффективным решением.
Заключение
Двигатели L-серии, используемые на автомобилях Honda Fit, являются надежными и практичными, обладают большим ресурсом. По надежности они превосходят легендарные ДВС D- и B-серий, однако в плане удобства ремонта проигрывают. Если следовать регламенту обслуживания, то запаса прочности и ресурса достаточно для «пробега» свыше 400-500 тысяч километров. Это очень хороший показатель для старого и тем более современного мотора.
Источник